Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В стратегия развития образования: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы. Большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. Она включает в себя овладение речью как средством общения и культуры; развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи: пополнение активного словаря дошкольника.
Статистика показывает тенденцию увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи. В структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи одно из основных нарушений занимает нарушение словарного развития.
Актуальность проблемы обусловлена постоянно возрастающими требованиями к социальному развитию ребенка, в котором, наряду с другими компонентами, одно из главных мест занимают чистые и правильные речевые и коммуникативные навыки, позволяющие ему формировать межличностные отношения с другими людьми.
Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития корректируется как при общем, так и при личностном интеллектуальном развитии дошкольника [42]. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, т. е. с усвоением лексических значений слов.
Основным из ключевых компонентов развития личности является развитие речи и словарного запаса ребенка, освоение богатства родного языка, изучение произведенных ценностей государственной культуры, что непосредственно связано с нравственное, эстетическое развитие, представляется приоритетным в воспитании и языковой подготовке дошкольников.
В трудах авторов Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной Т. Б. Филичевой, общее недоразвитие речи представлено как речевая патология, при которой наблюдается стойкая задержка всех компонентов языковой системы: фонетики, грамматики, лексики, что сказывается на формировании и развитие всей языковой личности, что затрудняет вербальное общение и социальную адаптацию в обществе.
Важным условием развития словарного запаса старшего дошкольника с общим недоразвитием речи является выбор эффективных и целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления этой работы педагогами.
Важность и актуальность исследования подтверждается постоянным вниманием к нему со стороны современных педагогов и психологов.
Несмотря на большую проведённую работу, проведенную учеными для решения важнейших теоретических и практических задач, связанных с развитием речи дошкольников, многие положения, определяющие методику их применения в структуре комплексных занятий по развитию импрессивной речи, остались без внимания.
Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для теории и практики дошкольных образовательных учреждений обусловили выбор темы исследования: «Особенности нарушений развития импрессивной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Объектом исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования: особенности развития импрессивной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: Формирование представлений о особенностях нарушения развития импрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим не доразвитием речи.
задачи исследования:
1.Изучить понятие импрессивная речь;
2. Сформировать представления о особенностях развития речи детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;
3. Раскрыть механизмамы формирования импрессивной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4. Изучить уровень развития импрессивной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
Методологической и теоретической основой исследования явились: - теория о закономерностях становления лексической стороны речи (Н. И. Жинкин, Р. И. Лалаева, А. Н. Гвоздев); - психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, В. И. Лубовский и др.)
Методы исследования. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: диагностика развития импрессивной речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении методических, практических и теоретических аспектов развития импрессивной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПРЕССИОНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Импрессионая речь как процесс понимания речевого высказывания
Импрессивная (сенсорная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 г. Э. Вернике установил, что в коре головного мозга имеется сенсорная зона, т. е. импрессивная речь. Эта область называется зоной Вернике (поле 22 по Бродману), речевой слуховой центр (вторичное слуховое поле). Патология или поражение этой области влияет на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые, т.е. человек слышит слова и речь других во всей их полноте, но не понимает их смысла. Успешное развитие речи возможно только при сбалансированной работе функциональных блоков головного мозга.
Существует две теории возникновения импрессивной речи:
Социальные (Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, С.Н. Шаховская Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева,). Представители социальной теории отмечают, что развитие понимания речи у ребенка выходит далеко за рамки появления у него выразительной (деятельной) речи, а также служит предпосылкой возникновения этой самой активной речи. [2, с. 67]; врожденный (Н. Хомский).
Ученые также говорят, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза вместе с физическим и умственным развитием ребенка. Другая точка зрения, принадлежащая Ноаму Хомскому, состоит в том, что в человеческом мозгу с рождения заложены специфические задатки к усвоению речи. Эти задатки созревают примерно к году жизни в виде импрессивной, а затем выразительной речи и открывают возможности для ускоренного языкового развития в первый сенситивный период (от года до трех лет).
Доказано, что возникновению самостоятельной речи предшествует развитие ее понимания. Процесс понимания речи заключается в выборе значимых моментов или важного значения из потока информации. Структуру понимания речи можно представить несколькими взаимодействующими уровнями ее организации: [4 c. 87]
1. Психологический уровень обеспечивает мотивацию восприятия речи, общую ориентировку в материале, речевую активность, общее понимание воспринимаемого материала на вербальном и невербальном уровнях, включая содержание и смысл высказывания.
2 Лингвистический уровень (лексико-грамматический) отвечает за обеспечение понимания содержания дисциплины на смысловом уровне. Этот уровень включает в себя:
звено звукоразличения на уровне дифференцированного восприятия фонем;
звено слуховая речевая память;
звено, позволяющая перекодировать логическую и грамматическую организацию речи: грамматика - по смыслу.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
2. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
4. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291
5. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
6. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
7. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
8. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
9. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
10. 3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. 3|7 Tестoвaя метoдикa odсIIедoBaIIия pеvи детей в вoзpacтe 4_7 IIет. _ CП6.: КAPo 2ol2 - 72 c. -
11. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
12. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
13. Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 157 c.
14. Наталия, Нищева Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Нищева Наталия. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 960 c.
15. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
16. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с.
17. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
18. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
19. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.
20. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 c.